Печать

АМБИЦИОЗНАЯ ЗАДАЧА

ДНИ ЗНАНИЙ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Казалось бы, успешные предприниматели знают всё. Но учиться, обмениваться знаниями, опытом никогда не поздно, решили они. И пять лет назад «сели за парты». Так в Тюмени появился ежегодный образовательный форум «Дни знаний для предпринимателей», к которому проявили интерес и коллеги из других регионов. Проходит форум в Тюменском технопарке, традиционно в конце сентября, под эгидой Правительства Тюменской области, общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» и генерального партнёра мероприятия – «Сбербанка». В числе партнёров ряд бизнес-структур, а также областные агентства – инвестиционное и инфраструктурного развития.

ШЕСТНАДЦАТЬ МИЛЛИОНОВ

У всех на слуху программа развития российской экономики до 2025 года, которую предстоит претворять в жизнь. Различные её аспекты обсуждают на всех уровнях, во всех регионах. Не только наша страна, весь мир стоит на пороге смены технологических эпох, и это очень увлекательно для современников. Каждый понимает: даже во времена цифровой экономики успех её будет зависеть и от правильной кадровой политики. Пленарное заседание тюменского форума «Дни знаний для предпринимателей» было посвящено теме создания высокопроизводительных рабочих мест как стратегии роста для России. Рассматривалась стратегия роста и в региональном аспекте. В обсуждении участвовали губернатор Тюменской области Владимир Якушев, уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов и региональный бизнес-омбудсмен Лариса Невидайло, общественник, представитель ОНФ Мурат Нурпеисов, генеральный директор АО «Антипинский НПЗ» Геннадий Лисовиченко, заместитель председателя Западно-Сибирского банка Владислав Шиленко. Модератором пленарного заседания выступил председатель совета выпускников Московской школы управления СКОЛКОВО Гор Нахапетян.

В мае 2012 года вступивший в должность президент Путин дал новому правительству ряд поручений, одним из которых стало «создание в нашей стране к 2020 году 25 миллионов модернизированных (высокотехнологичных, – авт.) рабочих мест», указав на «необходимость удержания баланса между обеспечением социальных гарантий и экономическим развитием». Президент назвал задачу трудной, но реализуемой, подчеркнув: именно качественные рабочие места станут локомотивом роста зарплат и благосостояния граждан. Ряд экспертов считает это заявление сверхамбициозной задачей: в стране с сырьевой экономикой число высокопроизводительных рабочих мест крайне ограничено, а создание новых немыслимо без организации высокотехнологичных производств или современных видов услуг. Высказали подозрение, что эти места будут числиться только на бумаге. По опубликованным данным, на конец мая 2013 года высокотехнологичных рабочих мест в стране было около девяти миллионов. На конец июня этого года – более шестнадцати миллионов.

«НУЖНЫ ПРОСТЫЕ И ЯСНЫЕ РЕШЕНИЯ»

Борис Титов: «С 2011 года страна потеряла почти семь миллионов рабочих мест, потому что «уходил в тень» малый бизнес. Только за один 2013 год полмиллиона, когда повысились социальные страховые платежи. Количество общих рабочих мест уменьшается и в социальном секторе. Напротив, прибавляется в финансовом. Что касается высокопроизводительных рабочих мест, то здесь более оптимистичная картина. В стране растёт производительность труда. По этому показателю движемся вперёд, и эти 25 миллионов модернизированных рабочих мест – не какая-то заоблачная величина, вполне её можем достичь при условии, если примем большое количество правильных экономических решений. Растём за счёт обрабатывающего сектора, транспорта, производства распределения электроэнергии, сельского хозяйства. Однако в торговле и государственном управлении теряем производительные рабочие места, хотя общее количество рабочих мест здесь растёт.

Если говорить о Тюменской области, то в условиях кризиса она остаётся в позитивном тренде. Но при этом общее количество рабочих мест за последние шесть лет и здесь уменьшилось. Однако отмечается рост высокопроизводительных рабочих мест в обрабатывающем секторе и строительстве. Потенциал велик – в ближайшие годы в регионе может появиться почти 200 тысяч рабочих мест. Достичь этого показателя можно за счёт современного конкурентоспособного бизнеса. Чтобы это произошло, требуется не политика пассивного ожидания макроэкономических условий, а активная экономическая политика государства по стимулированию притока инвестиций. Провели исследования на тему «Что мешает развитию бизнеса?». Выяснили: бюрократия, коррупция, административные барьеры. Но на первое место бизнес поставил неопределенность экономической ситуации в стране, которая длится уже четвёртый год. Мы не знаем, куда идём. У нас нет стратегии. В нашей стране стало невыгодно производить – статистика по крупным предприятиям показывает, что этот процесс начался с 2006 года. Самая главная проблема российской экономики и бизнеса – снижается рентабельность активов, то есть падает доходность на вложенный капитал. Всё это приводит экономику к тому состоянию, которое наблюдаем сегодня. Мы потеряли административный контроль над установлением тарифов в стране. Растут налоги, кадастровая стоимость, штрафы и пени, которые накладываются на малый бизнес. То есть экономическая составляющая. Что такое определённость экономической ситуации? Это, прежде всего, ответ на три главных вопроса: за счёт чего будем расти в новой экономике, когда нет нефти или нефть упала в цене; каков план этих изменений; какая команда будет отвечать за всё это? А нам говорят: правительство создаёт определенность тем, что создает макроэкономические условия для роста. Мол, достаточно низкой инфляции и сбалансированного бюджета, чтобы все начали расти. Думаю, никто из представителей бизнеса не согласится с таким посылом.

Есть два основных направления – микроэкономика и макроэкономика. По большому счёту, это промышленная политика, которая реализуется на уровне кластера, отрасли, региона, плюс макроэкономические условия и системные решения. Только тогда будет рост. Если говорить о микроэкономике, в частности, Тюменской области, то учить её этому не надо. За последние годы здесь реализовано огромное количество программ, стимулирующих развитие бизнеса. Микроэкономика работала на полную мощь. Наверное, вся страна сегодня учится на образцах того, как это было сделано здесь. Хотя не создавалось никаких специальных условий, к примеру, ТОРов или особых экономических зон. Другое дело – макроэкономика, которая касается всей страны. Решение системных вопросов здесь всегда балансирует между рисками и доходностью. И в обеих экономиках необходимо движение вперёд. Именно в этом заключается стратегия роста.

Нужно дать ускорение экономике за счёт простых и ясных решений, не дожидаясь «свыше» реализации структурных реформ судебной, контрольно-надзорной, налоговой деятельности, системы установления тарифов. Во- первых, необходимо снизить процентную ставку по кредитам, для этого Центробанк должен поменять свою политику, снизив ставку рефинансирования. Во-вторых, ввести систему налогов, стимулирующих те предприятия, которые растут и развиваются; с новых доходов они должны платить меньше. В-третьих, ввести тарифы, соответствующие себестоимости услуг; без бюджетных инвестиций здесь не обойтись. Что реально работает в Тюменской области и некоторых отраслях страны, в частности, в сельскохозяйственной, где существует бюджетное субсидирование процентных ставок. Есть динамика! Бюджетные инвестиции нужны направленные, и они должны стимулировать спрос на софинансирование того или иного проекта. Если экономика будет расти, в том числе и за счёт частных инвестиций, что неизменно приведёт к созданию высокотехнологичных рабочих мест, то и уровень жизни в стране будет другим».

«ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА БИЗНЕСА – СОЗДАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ»

Владимир Якушев: «Рост нашей страны – это создание новых рабочих мест. На сегодня это главный идеологический тезис. Естественно, речь идёт о высокопроизводительных рабочих местах. На мой взгляд, это новые рабочие места на совершенно новых производствах в совершенно новое время. Почему появляются проблемы, когда создаётся новый бизнес в том или ином регионе? С коллегами было много дискуссий по этому поводу. В конце концов, пришли к единому мнению: от бизнеса ничего «лишнего» не нужно требовать. Главное, что должен делать бизнес, – это создавать новые рабочие места. Хотя на разных площадках много говорят о том, что бизнес должен быть социально ориентированным. Но это мешает ему расти. И так будет продолжаться до тех пор, пока в отношениях бизнеса и государственной машины не появится понимание того, что задача бизнеса – создание новых рабочих мест. А решение социальных задач – это забота государства. Бизнес платит налоги. А уже государство на эти деньги должно заниматься образованием, здравоохранением, развитием спорта, созданием хорошей городской среды. Пока в головах не только государственных мужей, но и всех россиян не произойдет эта «революция», тяжело будет двигаться вперёд. Когда появятся новые рабочие места и бизнес захочет участвовать в каких-то социальных программах – милости просим. Двери всегда открыты.

Над созданием новых рабочих мест у себя в регионе постоянно работаем. На это направлены финансовые и административные инструменты поддержки бизнеса. Получить их можно как в областном правительстве, так и в муниципальных командах. Используем и такой опыт, когда представитель правительства работает в конкретном муниципалитете и помогает налаживать там нормальный инвестиционный климат.

Делать бизнес в России очень сложно. Есть еще одна проблема, которая не даёт двигаться быстрее. На региональном или федеральном уровне принимаются те или иные решения, в результате которых у честных предпринимателей (то есть работающих открыто – начисляющих зарплату, выплачивающих налоги и страховые взносы) изымаются деньги в самое непростое для них время. Считаю, что бизнесу нужно давать возможность более длинных рассрочек. Это касается и налогов, и штрафов за допущенные ошибки. Ошибка ошибке рознь. Если бизнес увидит, что ему даётся время, то и он будет заинтересован быстрее отдать государству то, что должен, и остаться с ним в «прозрачных» отношениях».

НЕ ТОЛЬКО «МАША И МЕДВЕДЬ»

Модератор заседания Гор Нахапетян «подбрасывал» участникам пленарного интересные цифры, факты и вопросы. Так, в России два миллиона проверок бизнеса ежегодно, и только один процент от этого числа проверок зафиксировал фактический вред. Есть над чем подумать. Так, в экономике России малый и средний бизнес занимает 27 процентов, тогда как в Европе – 60-70, а в Азии – 80-90 процентов. По мнению Бориса Титова, на самом деле, у нас в стране огромное количество малого бизнеса, которому выгодно жить «в тени»; это 16,5 миллиона рабочих мест, «которые не платят налоги». Так, единственный российский бренд, который вышел на международный уровень, – это мультсериал «Маша и медведь». Спорный вопрос, на мой взгляд. Если хорошо подумать и поискать, много чего можно найти. Правда, участники заседания промолчали. Владимир Якушев защитил честь региона, отвечая на вопрос модератора: «Есть ли в Тюменской области бизнес, который может создать бренд международного уровня?». «Такую задачу перед собой ставим, работаем, и кое-что удаётся. Хотя использовать только региональные инструменты – это несколько мало, – считает губернатор. – Предприятие, работающее на экспорт, – мечта любого руководителя и любой региональной команды. Поэтому мы не только создаём новые рабочие места, но и новые инвестиционные проекты. Многие из них ориентированы на экспорт. Это даёт возможность экономике иметь другое лицо». Глава Тюменской области высказал мнение: многочисленные российские торгпредства, консульства и другие структуры, работающие за рубежом, должны активнее формировать и продвигать российские бренды за границей. Тогда к ним быстрее придёт международная известность.

Источник: Мила ГУРЕУ, Тюменская правда

worldturne.com

www.vozvodimdom.com

Tekstkontent