Печать

Владимир Борисов: При ставке ЦБ 17% факторинг, лизинг и кредиты стали "неподъемными" для нефтегазосервиса

Банкиры и депутаты Госдумы обратились к Центробанку с просьбой о снижении ключевой ставки до предкризисного уровня, а именно с 17% до 10,5% годовых. Свои предложения банковское сообщество изложило в письме председателю ЦБ РФ Эльвире Набиуллиной. О том, как повышение ключевой ставки ЦБ отразится на развитии частных предприятий, Агентству нефтегазовой информации рассказал президент Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний Владимир Борисов. 


- Владимир Александрович, в своем письме Набиуллиной банковское сообщество говорит о том, что длительное удержание процентной ставки ЦБ на уровне 17% вызовет волну банкротств не только кредитных организаций, но и целого ряда предприятий и компаний. К каким последствиям для предприятий, по вашему мнению, может привести удержание высокой ставки?

- Повышение ключевой ставки призвано сбить панику на валютном рынке. Такая мера снизила способность банков покупать в большом количестве валюту на рынке и задержала ее рост по отношению к рублю. Однако у этого решения ЦБ, действительно, есть ряд отрицательных последствий для малых и средних предприятий. До 17 декабря 2014 года вся финансовая деятельность предприятий была выстроена и отлажена на бесперебойную работу с кредитными учреждениями. Мы активно пользовались такими финансовыми инструментами как факторинг, кредитные линии и лизинг. Такую проблему оборотных средств, как расчет заказчиков за выполнение работы через 60-90 дней после подписания акта, мы решали через факторинг (продажу дебиторской задолженности). Последняя эффективная ставка, под которую предприятие получало денежные средства, равнялась 20% годовых. После решения ЦБ РФ, банк повысил ее до 38%. Такая цена заемных средств не вписывается в рентабельность ни одного нефтегазосервисного предприятия. Нам пришлось отказаться от факторинга, а значит, полностью не разрешена проблема оплаты кредиторской задолженности. 

- Что относится к тем видам обязательных платежей, которые производятся вне зависимости, оплатил ли заказчик за выполненные работы или нет? 
- К этому относятся три пункта, на которые нельзя закрыть глаза - заработная плата и налоги, а также мобилизация, т.е. транспортные расходы.

- Как повышение ставки отразится на лизинге, который предприятия активно используют для развития материально-технической базы?

- Из-за повышения ключевой ставки лизинг стал «неподъемным» удовольствием. Кроме того, некоторые лизинговые компании остро ощутили на себе «кризис неплатежей» отдельных лизингополучателей и невозможность самим платить обязательства по кредитным портфелям. В связи с этим, они перестали работать с оборудованием в принципе. Как с направлением своей деятельности, считая это узкопрофильным и неликвидным.
Более того, лизингополучатель совсем не застрахован от банкротства лизингодателя. В случае объявления процедуры банкротства лизинговой компании все лизинговое имущество формирует конкурсную массу, а на конкурсного управляющего п.2 статьи 129 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ возложены обязанности по поиску, выявлению и возврату имущества должника. В силу норм статей 608, 665 Гражданского кодекса РФ, статье 11 ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.98 № 164-ФЗ предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя. Поэтому все уплаченные лизингополучателем платежи до момента выкупа, это только платежи за аренду и никакого права он на имущество не имеет.
Неустойчивое финансовое состояние компаний, принадлежащих к другим отраслям, может негативно отразиться на нефтесервисных предприятиях только лишь потому, что они пользуются услугами одной лизинговой компании.

- По мнению президента Ассоциации региональных банков России Анатолия Аксакова, уменьшение ставки ЦБ хотя бы на два процентных пункта, с 17% до 15%, позволит банкам занимать у регулятора более дешевые средства и, таким образом, кредитовать компании под 18–20% годовых. Как будет складываться обстановка в отрасли до снижения кредитных ставок до озвученного Аксаковым уровня?
- Повышение банками кредитных ставок в 1,5-2 раза – это самый стагнационный момент в развитии предприятия. Увеличение процентных ставок означает повышение издержек на 15-16% к заключенным договорам. Контрактная цена не подлежит изменению, поэтому на какую-либо прибыль от своей деятельности в будущие год - два сервису надеяться не приходится. Отсутствие прибыли и возможности ее реинвестировать в производство, а также, по сути, лишение возможности привлекать заемные средства приведет к тому, что бизнес и отрасль в целом «замрет» до момента возврата процентных ставок по кредитам на прежний уровень.

- Но ведь есть господдержка?

- В своем послании Федеральному собранию президент говорил о необходимости предоставления максимума условий для развития среднего и малого бизнеса. Решение о повышении ставки с 10,5% до 17% перечеркивает все благие начинания президента в этом вопросе.
Предоставление господдержки в виде льготных процентов по кредитным ресурсам осуществляется только на крупные инвестиционные проекты после прохождения экспертных советов и защиты бизнес-планов, выполнения всех многочисленных условий Порядка отбора предприятий. Займы по программам государственных фондов поддержки и инвестиционных агентств не предоставляются на оплату заработной платы и налогов. А компенсация части лизинговых платежей происходит в размере, «не превышающем 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на дату заключения кредитного договора, но не более 2/3 затрат по уплате процентов». Но ведь ставка рефинансирования не изменилась (составляет 8,25%), а значит, и поддержка государства на следующий год будет менее эффективна по аналогичным договорам (если кто-то, конечно, вообще решится брать в лизинг оборудование по действующим процентным ставкам). Поэтому прежние виды господдержки обязательно нужно изменить в сторону малых и средних предприятий, и в том числе компенсировать затраты по процентам кредитных договоров, взятым на пополнение оборотных средств.

Сложно спорить с тем, что 2015 год для экономики России кризисный. Но с другой стороны, санкции со стороны Европы и США, уход иностранных партнеров из российского производственного сектора дают возможность отечественному нефтесервису увеличить объем предоставляемых услуг. Уже в 2014 году объем работ нашей компании увеличился на 25-30%, а в 2015 году, на основании заключенных контрактов, мы прогнозируем рост в 1,5 раза.

Уволенные специалисты из зарубежных компаний могут восполнить требуемые кадры в отечественном сервисе. Курс правительства на импортозамещение влияет на решение недропользователей при выборе поставщика. То есть положительные моменты для развития предприятий от введения санкций можно найти и использовать.

В масштабах страны санкции дают возможность развить различные отрасли российской промышленности и сельского хозяйства. Сможем ли мы сформировать потенциал своей неуязвимости зависит от политики Центробанка РФ. Пока же Центробанк РФ своим решением об увеличении ключевой ставки только усугубляет положение российского бизнеса.

Источник: www.angi.ru