Печать

Раскрутить дракона. Получится ли у России выгодно подружиться с Китаем?

Мы продаём в КНР нефть и газ. А могли бы ещё строить дороги, собирать автомобили, приглашать туристов играть в казино и получать дешёвые кредиты. Увы, наши чиновники никак не поймут - там вовсе не Европа, а экзотическая Азия.

 

Когда РФ в 2014 г. заключила с КНР контракт на строительство газопровода «Сила Сибири», призванного обеспечить китайцам поставки газа на сумму в 400 (!) млрд долл., у нас были уверены: теперь всё будет замечательно. Запад ввёл против России санкции, но вот начнём дружить с Поднебесной, и наше благосостояние расцветёт. Прошло четыре года, а воз и ныне там: мы продаём в Китай энергоносители, однако китайский бизнес не предоставляет (на что рассчитывали) дешёвых кредитов российским банкам и еле-еле инвестирует в экономику РФ, хотя скупает фабрики в Европе. Политики КНР восхваляют дружбу с Россией, но дальше торговли газом дело не движется и ожидания не оправдываются. Обозреватель «АиФ», приехав в командировку в Поднебесную, попытался разобраться, что мы делаем не так.

«Они молились на СССР»

Первое, что бросается в глаза, - мы внезапно отчего-то забыли: в Китае 1 млрд 350 млн покупателей, более того - там в данный момент настоящий потребительский бум, жители страны поглощены тратой денег. Однако, когда идёшь по улицам Шанхая или Гуанчжоу, ничего российского там не видно - одни сплошные Соединённые Штаты. Американские сетевые закусочные, реклама американских фильмов, американская одежда и обувь, американские автомобили, американские телефоны (пусть и сделанные в Китае). Ещё бы - экспорт из Америки в Поднебесную составляет 84 млрд долл. в год, а из России (включая те же нефть и газ) - 32 млрд, притом что до США лететь на самолёте 10 часов, а с Китаем мы граничим. В разбогатевшей КНР (такое недавно было и у нас) разразилась эпидемия любви ко всему заграничному. Вот только Россия этим удобным фактом почему-то не пользуется.

- Китайцы - исторически излишне прагматичный народ, - считает гонконгский профессор истории Дэвид Лиминь. - Посмотрите, ведь у КНР до сих пор нет полноценных союзников. Россия же всегда расценивает дружбу в смысле бескорыстной помощи: вы (будем откровенны) содержите Белоруссию, а ещё раньше также содержали Украину. Про СССР я вообще не говорю - половина стран мира заявляла о своей приверженности социализму, получала от вас миллиардные кредиты, а затем попросту «кидала», и вам приходилось списывать им долги. Для китайцев понятия «дружба», если оно без выгоды, не существует. Вспомните неприятный инцидент, когда Китай первоначально молился на СССР, но едва Хрущёв вынес Сталина из Мавзолея, как китайцы и русские переругались, и в Китае моментально забыли: ведь Мао Цзэдун пришёл к власти благодаря огромной советской финансовой помощи и поставкам новейшего оружия. Чем скорее Россия примет китайский стиль поведения, тем лучше - к сожалению, не стоит рассчитывать из-за дружбы с КНР на особое отношение.

«Запретили свиней»

И в самом деле - мы не учли китайский менталитет. Тут принято долго присматриваться к партнёру, со скрипом прощают старые обиды. Это в России чуть что - широко раскрывают объятия. За три года так называемого «разворота на Восток» сделано ничтожно мало… Хотя будем откровенны: если РФ и КНР объединят свои возможности, они запросто превратятся в главную экономику мира. В разговорах с китайскими пенсионерами в глубинке я слышал много хвалебных слов про советские автомобили «лада». На родине наш автопром давно стал объектом насмешек, а вот за границей отечественные машины по старой памяти ценят - пусть неказистые, зато выносливые. И кто задумается насчёт открытия завода по сборке «лад» в Китае и затем их продаж по всей Азии? Нет, этим не занимаются. Далее. Китайские инвестиции в Россию составляют чуть больше 1 (!) процента от остальных стран, вкладывающих в нас деньги. Но как такое возможно?! Ведь КНР - вторая экономика в мире.

«Наш крестьянский кооператив хотел открыть под Благовещенском ферму, выращивать там свиней, - говорит фермер из-под Гуанчжоу Фэй Цзяньлу. - Но разрешение на работу мы не получили. Россия закупает за границей мясо и овощи, я думал производить продукты внутри вашей страны - оказалось, это разрешается далеко не всем. А ведь мы бы вложили деньги в постройку зданий для фермы, домов для рабочих. Похоже, в РФ импортозамещение сущест­вует только на словах, а на деле мало кого волнует». То же самое с игорным бизнесом. В выходные в Гуанчжоу на вокзалах и автобусных станциях дичайшее столпотворение, в поездах не найти сидячих мест: люди едут в Макао играть в казино. В среднем в год город-«рулетку» посещают 25 млн туристов из Китая, власти получают 

10 млрд долл. от налогов на игорный бизнес. Официально в Китае азартные игры запрещены, а Макао - это хоть формально и часть КНР, но на практике в бывшей португальской колонии требуется проходить границу и имеется паспортный контроль. Только представьте, какие день­ги влились бы в российскую экономику, обуст­рой мы наконец многострадальную игорную зону в Приморье! Строительство ведётся с 2009 г., но с черепашьей скоростью: какие-то гостиницы воздвигнут лишь в 

2021 г., хотя зарабатывать миллиарды можно было бы уже сегодня.

«Хватит уже тормозить!»

- Для России даже опасно, если экономика станет полностью зависеть от Китая, - считает индийский журналист, выходец из Тибета Нгаванг Делек. - Вспомните недавнее прошлое: вы много торговали с ЕС, занимали деньги у США, и в результате Запад попытался диктовать РФ свои условия. Я могу лишь сказать: вы не умеете использовать Китай. РЖД могли бы получить контракт на строительство скоростных магистралей, как в Индии. Ваши инженеры занимались бы проектировкой небоскрёбов. Китайцы, в свою очередь, открывали бы в России отделения своих банков (чего им пока никто не разрешает), а затем на рынок придут и крупные бизнесмены. В остальном же русским следует понять - это не Европа, а Азия со своими особенностями. Китай никогда не поддержит вас, если не увидит прибыли для себя. И наконец, России нужно научиться действовать быстро. Хватит уже тормозить! Это ненормально - в 1995 г. был впервые предложен к рассмотрению проект моста между Благовещенском и Хэйхэ, а его строительство началось только в декабре 2016-го!

За время командировок в КНР я понял одну важную вещь - если китайцы чего-то обещают тебе прямо в глаза, вовсе не факт, что это будет сделано. Везде процветает страшная бюрократия, и для получения одной бумажки с печатью надо собрать двадцать других. Однако и у европейского, и американского бизнеса вышло заинтересовать Поднебесную прибылями, и местные торговцы чувствуют себя в Шанхае как рыба в воде. У нас это тоже должно получиться, если осознать - мы обязаны работать быстрее и смелее «прессовать» китайцев на совместные проекты. И вовсе не нужно зацикливаться на одном Китае. Если Россия сможет продавать газ (протянув «Силу Сибири» дальше, через всю КНР) в Индию и наконец-то рискнёт активно осваивать рынки двух стран с общим населением 2 ­млрд 600 млн человек с нашими автомобилями, продуктами, развитием туризма в игорных зонах, мы забудем про любые санкции Запада. Правда, для этого надо научиться строить мосты с Китаем куда быстрее, нежели за двадцать лет. 

Источник: Георгий Зотов, АиФ