Печать

Двенадцать моделей для привлечения бизнеса

За пару лет нашей стране предстоит совершить колоссальный рывок вперёд в улучшении условий для ведения бизнеса. То, что эта задача нам по плечу, собственным примером доказали регионы-лидеры, в числе которых и Тюменская область. О передовом опыте этих территорий в минувшую субботу на заседании президиума Государственного совета РФ рассказал глава региона Владимир Якушев.

Не подмаслишь — не поедешь

Ещё недавно бизнес в нашей стране развивался, что называется, вопреки системе. Предпринимателям приходилось буквально на каждом шагу преодолевать многочисленные барьеры. Бюрократические процедуры отвода земли, получения разрешений, согласований, экспертиз, подключения к инженерным сетям затягивались зачастую на годы. Система явно не благоволила честным. В выигрыше оказывались те, кто не скупился на «вознаграждения». Не случайно одним из ключевых правил отечественного бизнесмена долгое время являлась фраза «не подмаслишь — не поедешь».

 Естественно, такое положение не устраивало ни руководство страны, ни деловое сообщество. В 2012-м, сразу же после вступления в должность президента Владимир Путин подписал Указ «О долгосрочной государственной экономической политике». Перед правительством Дмитрия Медведева «в целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, увеличения реальных доходов граждан Российской Федерации, достижения технологического лидерства» была поставлена амбициозная цель — к 2018 году войти в первую двадцатку рейтинга Всемирного банка «Doing Business», оценивающего простоту ведения предпринимательской деятельности. Заметим, что четыре года назад мы занимали 120-е место из 189 возможных. Нашими соседями были Уганда и Гондурас. Впереди нас находились Эфиопия и Никарагуа.

Цветущие оазисы среди пустыни

Улучшением инвестиционного климата и формированием условий для глобального лидерства занялось Агентство стратегических инициатив, наблюдательный совет которого возглавил Владимир Путин.

Агентство инициировало запуск трёх ключевых проектов. Региональный инвестиционный стандарт обязывал губернаторов создать инструменты развития инвестиций. В рамках национальной предпринимательской инициативы повсеместно были сформированы «дорожные карты» улучшения условий ведения бизнеса по наиболее проблемным сферам государственного регулирования. И, наконец, национальный рейтинг состояния инвестиционного климата, запущенный в 2014-м, позволил самим предпринимателям оценить усилия чиновников по оптимизации условий ведения бизнеса.

Как показал рейтинг, ситуация в регионах весьма неоднозначна. При совершенно одинаковом федеральном законодательстве деловой климат кардинально разнится. Одни регионы напоминают цветущий оазис, другие — пустыню. Именно поэтому Государственный совет РФ принял решение о создании рабочей группы по повышению инвестиционной привлекательности российских регионов. Возглавил эту группу тюменский губернатор Владимир Якушев. Его заместителем стал генеральный директор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин. Группа объединила руководителей крупнейших предпринимательских объединений, а также федеральных и региональных органов власти.

«Власти недорабатывают!»

Всего за пару месяцев рабочей группе удалось проанализировать ситуацию в регионах и подготовить доклад на 174 страницах о мерах по повышению инвестиционной привлекательности. И вот в минувшую субботу этот документ Владимир Якушев представил президенту на совместном заседании президиума и консультативной комиссии Государственного совета, которое прошло в Ярославле.

Владимир Путин, прежде чем предоставить слово докладчику, отметил позитивные тенденции. Наша страна в рейтинге Всемирного банка за прошлый год поднялась уже на 40-е — «очень достойное место». Вместе с тем сохраняется разница между лучшими и отстающими регионами: время выдачи разрешения на строительство, подключения к электросетям, регистрации прав собственности отличается «в два, три и более раз». По мнению главы государства, это свидетельствует о том, что власти на местах недорабатывают.

«Если получается у одних…»

— Наша рабочая группа сконцентрировалась на разработке стандартизированных подходов в части улучшения делового климата в регионах, — держал отчёт о проделанной работе перед членами Государственного совета Владимир Якушев. — Нам поступило несколько десятков предложений. Мы детально изучили существующее положение дел по основным направлениям, максимально учли представленные наработки и подготовили 12 целевых моделей. Они являют собой систему факторов, обеспечивающих благоприятный инвестиционный климат. По каждому из них определено целевое значение — то, к чему нужно стремиться, а также показатели, с помощью которых можно оценить процесс движения к поставленной цели. Все целевые модели прописаны на основе лучших региональных практик, уже сегодня реально присутствующих на конкретных территориях. Если это получается у одних, значит, получится и у других.

Руководитель рабочей группы презентовал все двенадцать моделей, перечисляя регионы-лидеры, чей опыт был учтён при их разработке. Трижды была названа Москва. Она продвинулась далеко вперёд в законодательном закреплении механизмов защиты инвесторов и поддержки инвестиционной деятельности, в качественном и системном общении органов власти с предпринимателями, а также в создании максимально удобных для потребителя условий технологического присоединения к электрическим сетям — от подачи заявки до подключения. Наш земляк Сергей Собянин, мэр столицы и экс-губернатор Тюменской области, был явно доволен озвученной информацией, впрочем, как и своим последователем, выступавшим на столь высоком собрании.

Губернатор Югры Наталья Комарова, сидевшая за большим круглым столом по левую руку от Сергея Собянина, улыбалась, когда Владимир Якушев в числе передовиков называл Ханты-Мансийский автономный округ. В нефтяной провинции, равно как и на Ямале, удалось заметно оптимизировать процедуру постановки на кадастровый учёт, а также упростить государственную регистрацию прав.

Наряду с другими регионами Владимир Якушев не мог не упомянуть и Тюменскую область. На нашей территории отработан механизм получения технических условий и разрешения на строительство в электронном виде и через многофункциональные центры. Благодаря созданию единого окна и чётким регламентам значительно сокращены сроки и стоимость технологического присоединения к сетям газоснабжения. Системная ежедневная работа по улучшению инвестиционного климата, возглавляемая губернатором, позволила нашему региону за последний год подняться в соответствующем национальном рейтинге с 15-го на пятое место.

Рисуем карты

Особо докладчик остановился на организационных и ресурсных затратах, необходимых для тиражирования лучших практик. Создание инвестиционного интернет-портала, например, потребует усилий лишь одного ответственного органа, который должен обеспечить наполнение сайта востребованной бизнесом информацией. А вот успешность государственного и кадастрового учёта зависит от скоординированности действий всех уровней власти и профессионализма кадастровых инженеров. Регион и муниципалитет обязаны обеспечить наличие генеральных планов, организовать быстрое и качественное предоставление услуг по утверждению схемы участка на кадастровом плане и присвоению адреса. Федеральная кадастровая палата должна организовать постановку на учёт.

— Только из этого примера мы видим, что инвестор трижды обращается к государству за услугами, в том числе дважды — за предшествующими постановке на кадастровый учёт, — продолжает Владимир Якушев. — В точках соприкосновения бизнеса и власти взаимоотношения должны быть предельно прозрачны и понятны. Институты, гарантирующие такие взаимоотношения, созданы. Во-первых, это многофункциональные центры, которые могут и должны быть задействованы для оказания услуг бизнесу. Во-вторых, оказание услуг в электронном виде, когда инвестор может направить необходимые документы через интернет-ресурсы. В-третьих, система «одного окна» с широким диапазоном возможностей для инвестора. В регионах, где используют все три названных института, мы наблюдаем высокую инвестиционную активность.

Для внедрения двенадцати целевых моделей все регионы должны разработать соответствующие «дорожные карты». Продвигаться же по намеченному маршруту предстоит проектным командам, которые предстоит сформировать на каждой территории.

— Широкая география положительных практик, учтённых в двенадцати целевых моделях, с очевидностью подтверждает, что регионы активно включились в работу по улучшению инвестиционного климата, — подчёркивает Владимир Якушев. — Рабочая группа считает, что именно стандартизация передовых практик и решений, оформленных в виде целевых моделей, позволит нам существенно повысить инвестиционную привлекательность каждого региона.

Поправят чиновника

Андрей Никитин, выступивший содокладчиком, отметил, что при составлении модели разработчики исходили из конкретных проблем, мешающих предпринимателям. В государственном кадастре недвижимости, например, почти нет данных о границах муниципалитетов и даже регионов, что уж говорить о точности земельных участков. Отсутствует информация о свободных площадках. При создании предприятий это приводит к неделям и месяцам простоя.

Ещё один больной вопрос — разрешение на строительство. Сейчас для его получения необходимо пройти до трёх экспертиз — проектной документации и результатов инженерных изысканий, экологическую и историко-культурную. Каждая из них длится до 90 дней. Распространение опыта Московской области, объединившей все экспертизы в одну, позволит сократить сроки более чем вдвое.

На получение разрешения для присоединения к электрическим сетям в отдельных регионах у предпринимателей уходит до 700 (!) дней. Хотя в Ямало-Ненецком автономном округе этот путь сумели сократить до 61 дня. За счёт упрощения процедур, внедрения типовых договоров и подачи заявок в электронной форме. Схожий подход, по мнению содокладчика, применим к целевым моделям подключения к газу, теплу, системам водоснабжения и водоотведения.

— Основной резерв улучшения ситуации — перевод как можно большего числа услуг в электронный вид, — убеждён Андрей Никитин. — Отдельный важный вопрос — программа по стимулированию развития малого и среднего предпринимательства. Она должна быть в каждом муниципалитете. Нужно, чтобы мэр города думал каждый день о том, какие рабочие места он создаёт, как помогает малому бизнесу.

Проектным офисам на местах предстоит сформировать более тысячи поэтапных планов-графиков реализации целевых моделей. В самое ближайшее время Агентство стратегических инициатив запустит специальную электронную систему, где в режиме реального времени можно будет отследить ход исполнения дорожных карт. Любой предприниматель сможет оперативно поправить чиновника, если тот решит вдруг выдать желаемое за действительное.

Тиражирование лучших практик во многом зависит от качества проектных команд. Для их подготовки в Академии народного хозяйства создан центр развития регионов. Одними из первых обучение прошли команды Тюменской области и Югры.

Владимир Мау, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, поблагодарил губернаторов Наталью Комарову и Владимира Якушева, которые лично участвовали в защите проектов развития территорий. Представители остальных регионов должны будут пройти обучение до конца 2018 года. Уже создана система дистанционного образования, где будут выкладывать для дальнейшего тиражирования новые идеи и лучшие практики.

Где родился, там и пригодился?

Александр Калинин, президент «Опоры России», заметил, что из-за существенного различия инвестиционного климата и административных процедур бизнес постепенно покидает депрессивные территории, устремляясь в регионы с лучшим инвестиционным климатом. В Москву, Татарстан, Тюменскую область, Югру…

— Но ведь люди зачастую не хотят уезжать, желая раскрыть свой человеческий и экономический потенциал в тех местах, где родились, — развивает мысль глава общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства. — Поэтому мы считаем крайне важным создание равных экономических условий для ведения бизнеса во всех регионах. Мы поддерживаем разработанные целевые модели и считаем необходимым создание проектных офисов по их внедрению. В этих офисах должны обязательно принять участие представители бизнес-объединений. По примеру Москвы, где с 2012 года под председательством мэра действует штаб по защите бизнеса. Или по опыту Тюменской области, где при губернаторе создана экспертная группа по инвестиционному климату. Это фактически уже и есть проектные офисы, которые успешно работают.

Целевые модели, предложенные рабочей группой, поддержали все присутствующие главы регионов. Как заявил Дмитрий Миронов, временно исполняющий обязанности губернатора Ярославской области, в конкуренции за инвестора побеждает тот, кто на системной основе повышает качество государственных услуг, развивает институты поддержки бизнеса, внедряет лучшие практики.

Основа существования

Подводя итоги, Владимир Путин обратился ко всем руководителям. Ситуация, при которой условия ведения бизнеса в различных регионах кардинально отличаются, абсолютно неприемлема. И дал отстающим время для работы над ошибками, предупредив, что если ничего не будет меняться к лучшему, то последуют меры административного и кадрового характера.

— Условия инвестиционной деятельности и ведения бизнеса — одни из ключевых условий развития экономики, а значит, жизнеспособности, конкурентоспособности страны, обеспечения решения всех других задач, стоящих перед государством — в социальной сфере, в экономике в целом, в сфере оборонной безопасности, — резюмирует президент. — Это чрезвычайно важная основа всего нашего существования и движения вперёд. Очень рассчитываю на то, что мы вместе будем двигаться по этому пути так, как предлагает рабочая группа Госсовета.

В самое ближайшее время глава государства подпишет поручения по реализации рекомендаций рабочей группы. С конкретными сроками и ответственными лицами.

Эталон успеха

После заседания журналисты окружили Владимира Якушева. Наш губернатор не первый уже раз возглавляет рабочую группу Госсовета, но впервые, по собственному признанию, наблюдал высочайшую заинтересованность регионов, федеральных органов власти и предпринимателей. Все они принимали участие в подготовке доклада. Подобную активность глава группы объяснил злободневностью темы. Все хотят, чтобы увеличивалось количество рабочих мест, росла налогооблагаемая база и соответственно качество жизни наших соотечественников.

— Мне кажется, у нас получился неплохой материал, — скромно оценил результаты работы Владимир Якушев. — Мы попытались максимально стандартизировать многие вещи. И если зачастую стандарты в нашей стране пишутся не из жизни, а потому что кто-то так считает, то мы взяли за основу модели, которые успешно работают на территориях. Это не какие-то мечтания, а конкретные практики. И все остальные регионы должны просто подтягиваться к эталону. Для этого на местах необходимо разработать и утвердить дорожные карты, создать инфраструктуру в виде проектного офиса и рабочих групп по семи основным направлениям. В свою очередь Агентство стратегических инициатив и предпринимательское сообщество с помощью информационных ресурсов будут мониторить результаты всей этой деятельности.

Руководитель рабочей группы надеется, что предложенные механизмы сподвигнут всех на более интенсивное улучшение инвестиционного климата. Многое, конечно, будет зависеть от профессионализма проектных команд, потому-то повышенное внимание уделено их обучению.

— Мне кажется, что не все понимают, о чём вообще разговор, — предположил Владимир Якушев. — Тем более не все умеют работать в проектных командах. Вообще низкое межведомственное взаимодействие является для России главным тормозом, особенно в общем деле улучшения инвестиционного климата. Когда несколько уровней власти — федеральная, региональная, муниципальная — сходятся в одном проекте и им необходимо прийти к единому мнению, то всегда возникают большие сложности. Каждое ведомство начинает защищать честь мундира. Чтобы таких негативных моментов не возникало, нужно обучать людей. Они должны уметь работать сообща, признавать свои ошибки, слышать и учитывать мнение коллег. Все эти вещи, которые, несомненно, позволят нам в кратчайшие сроки достичь положительного эффекта, мы и изложили в своём докладе.

Следующий шаг — за регионами.

 Владимир Путин: "Благодаря внедрению лучших практик у всех регионов появляется реальный шанс в разы повысить свою инвестиционную привлекательность. По сути, мы должны создать единое, высокое качество деловой среды на всей территории России, чтобы предпринимателю было удобно и комфортно работать в каждом регионе."

Владимир Якушев:

— Все целевые модели прописаны на основе лучших региональных практик, уже сегодня реально работающих на конкретных территориях. Если это получается у одних, значит, получится и у других.

Наталья Комарова:

— Инвестиции приходят туда, где стабильная и предсказуемая среда для их преумножения. Значит, продолжим работать над улучшением административных условий, будем тиражировать лучшие предпринимательские практики и внедрять целевые модели.

Александр Калинин:

— Когда административные процедуры в разных регионах страны значительно отличаются, то предприниматели задумываются о переезде. Если эта ситуация будет продолжаться, то в перспективе бизнес сконцентрируется в тех регионах, где инвестиционный климат лучше. В Татарстане, Москве, Тюменской области, Ханты-Мансийском округе, других регионах-лидерах.

Источник: Тюменские известия от 15 ноября