Печать

Нам не нужна помощь, определитесь с "полочками"

В воскресенье в России отмечался День машиностроителя. Состояние отрасли, которая во многом определяет технический уровень страны, общеизвестно. С трибун говорили о поздравлениях и успехах, а в обычных беседах - о проблемах. Наш разговор с исполнительным директором ОАО "ГМС Нефтемаш" Сергеем Бахтием в этом плане не исключение.

Справка. ОАО "ГМС Нефтемаш" (до конца августа 2010 года ОАО "Нефтемаш") – крупнейшее предприятие Западной Сибири, основанное в 1965 году, специализируется на производстве нефтегазового оборудования в блочно-комплектном исполнении. С 2005 года входит в состав ОАО "Группа ГМС", которая объединяет ведущие машиностроительные предприятия данного профиля в России, Украине и Белоруссии. Завод выпускает более 90 видов оборудования, количество работающих – 1200 человек.

По словам директора, основная проблема нефтегазового машиностроения, на котором специализируются ведущие машиностроительные предприятия Тюменской области, – острейшая конкуренция. Собственно, это даже не проблемы тюменских предприятий, а отечественного нефтегазового машиностроения в целом. В нефтегазовом секторе крутятся огромные деньги. И сюда идут все, кому не лень – от мощных предприятий, где есть соответствующее оборудование, грамотный инженерный корпус и квалифицированные рабочие, до непонятных фирм с арендованной площадью и наборным персоналом, который сегодня набрали, завтра – распустили (качество, понятно, соответствующее).

Краеугольным камнем, на чём, собственно, все и строится, является вопрос цены. Точнее, демпинговой цены. "Мутные фирмы" имеют низкие накладные расходы, не платят налоги и в существующую схему, где победитель на тендерах определяется "по цене", хорошо вписываются. "Как решить эту проблему, пока никто не знает".

По мнению Сергея Бахтия, могут пригодиться некие полочки: платит предприятие налоги в размере, скажем, один миллион рублей в год, тогда и пакет заказов, на который оно может претендовать, не должен превышать 10 миллионов рублей в год. При всей условности данной схемы появится некоторая определенность: крупные предприятия будут соревноваться с крупными, мелкие – с мелкими. Тогда все станет на свои места. Сейчас же нефтяники так "отжимают" машиностроение по цене, что зачастую возникает ситуация: взяться за невыгодный контракт, заплатив зарплату, выплатив налоги, погасив постоянную составляющую затрат, или остановиться. При таком выборе сложно говорить о модернизации.

– Не могу не затронуть тему ВТО.

– По большому счету, вступление страны в ВТО мы пока не чувствуем, – отвечает Бахтий. – Думаю, основные проблемы будут связаны с Китаем. Наши люди не могут соревноваться с китайцами по производительности труда, реально не могут, стало быть, нужно выигрывать за счет качества. Европейские производители по цене нам не конкуренты, надо подтягиваться до их качества.


– Качество и производительность, – замечаю я, – можно совместить за счет современного оборудования. Пока у нас шла социальная революция, на Западе произошла революция техническая: универсальные станки исчезли как класс, их можно встретить разве что в музее; станки с ЧПУ, о которых мы до сих пор говорим и пишем в информационных проспектах как о неком достижении и лице современного производства, давно заменили обрабатывающие центры. Причем уже даже не второго, а третьего поколения.

– Да, "говорим и пишем в проспектах", – подтверждает директор. В ситуации, в которой сейчас находится отечественное машиностроение, на техническую революцию рассчитывать не приходится. – Мы не просим помощи у государства, пусть выстроит внятную стратегию и определится с "полочками".

Сергей ШИЛЬНИКОВ  Тюменская Правда