Печать

НЕФТЕСЕРВИС: ВТО КАК ПОВОД ДЛЯ СЕРЬЕЗНОГО АНАЛИЗА

После того как президент Владимир Путин подписал закон «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 1 апреля 1994 года» наше участие в ВТО стало свершившимся фактом. Однако это не снизило остроту обсуждений особенностей работы различных отраслей в новых условиях. В середине июля Комитет ТПП по энергетической стратегии и развитию ТЭК провел Круглый стол по вопросу о состоянии и развитии российского нефтесервиса в условиях членства России в ВТО.

Как отметил открывший разговор за Круглым столом председатель Комитета Юрий Шафраник, тема на обсуждение вынесена серьезная. Эти вопросы рассматривались уже неоднократно, но в свете активизации процесса вступления страны в ВТО они приобретают особую актуальность.

За последние годы было принято немало решений, направленных на развитие нефтегазового комплекса. Вступление в ВТО добавляет новые цвета в их палитру. Например, у потребителей услуг нефтесервиса, то есть у российских нефтяных компаний, расширяется поле выбора. И это, в общем, хорошо. Но участие в ВТО предъявляет и свои требования к нефтебизнесу. Во многом они были сформулированы президентом в ходе его выступления перед членами комиссии по стратегическому развитию ТЭК. Среди этих требований – повышение эффективности нефтегазовых компаний и сворачивание их непрофильной деятельности, формирование и укрепление российских брендов и высокая эффективность использования недр.

Кстати, вот эта, последняя задача – основное дело нефтегазового сервиса. По словам Юрия Константиновича за последние пять лет произошел настоящий прорыв в использовании новых технологий. В той же Америке благодаря их применению удалось в четыре раза снизить закупочную цену газа. Когда начинаешь анализировать такие факты, уже по-другому оцениваешь состояние нашей отрасли.

Президент Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний Владимир Борисов предложил начать работу с того, чтобы официально признать существование нефтесервиса в России как отрасли. Возможно, официальное признание запоздало потому, что формирование шло снизу и было вынужденным, так как ведущие нефтегазовые компании стали отказываться от своих сервисных служб. Но отрасль фактически существует и готовится работать в условиях ВТО.

Нефтесервисники, по словам Владимира Борисова, не боятся правил Всемирной торговой организации хотя бы потому, что уже сейчас 65% российского рынка занимают иностранные компании. Однако рынок нефтесервисных услуг в России пока неустойчив. Нет четко прописанных правил взаимоотношений между заказчиками и контрагентами. Возрастающая сложность месторождений требует постоянного обновления оборудования и технологий.

Для примера он привел Норвегию, в которой коэффициент нефтеотдачи увеличили с 20 до 50%. Нефтесервисные компании объединились для решения этой задачи и добились таких выдающихся результатов.

Поэтому и в России нужны понятные и ясные правила нефтесервисного рынка. Зависит он от трех факторов: государственной политики, позиции нефтяных компаний и от самих сервисных организаций. С политикой государства все понятно. А вот нефтяные компании осознанно лишают прибыли российские нефтесервисные организации. И, по сути, рубят сук, на котором сидят. Потому что если российские компании уйдут с рынка, то цены на сервис для тех же нефтяников резко возрастут. Только оказывать эти услуги будут уже иностранцы, которые за десять лет увеличили свою долю на рынке в шесть с половиной раз.

Для того чтобы изменить положение, Владимир Борисов предлагает создать саморегулирующуюся организацию, как, например, у строителей. С одной стороны, это позволит подтянуть российские компании до более высокого уровня, а с другой – активнее влиять на цены. И еще так проще будет защищать интересы сервисников в спорах с нефтяниками. А то пока для того, чтобы получить заказ, приходится соглашаться на явно неравные условия.

Кроме того, Владимир Борисов предлагает все же создать хоть на начальный период некую систему преимуществ для национальных компаний. И в пример он опять приводит Норвегию, где, по его словам, 70% услуг осуществляют местные компании. Те из иностранцев, которые хотят работать за пределами отведенной для них доли рынка, могут идти на субподряд к норвежцам. А у нас таких четких рамок работы еще нет. И перед грядущей неопределенностью очень многие наши предприниматели стремятся просто продать свой бизнес. Среди покупателей преобладают иностранцы, которые, по словам Владимира Борисова, уже скупили практически всю промысловую сейсмогеофизику.

В качестве основных направлений работы по приведению рынка нефтесервиса в цивилизованные рамки он предложил при помощи ТПП России попытаться провести через Госдуму закон об экономической безопасности, антидемпинговый закон, добиться «длинного» лизинга для нефтесервисного оборудования. И еще одно предложение руководителя Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний заслуживает внимания: он предложил создать Центр компетенции, своеобразный полигон новых технологий.

Выступившие в ходе обсуждения участники Круглого стола вносили свои предложения, направленные на адаптацию рынка нефтесервиса к новым условиям. Они будут обобщены, и выводы экспертов станут основой для дальнейшей работы.

Надо заметить, что в последнее время наблюдается интересная тенденция. Многочисленные обсуждения в Торгово-промышленной палате и на других площадках вопросов, связанных с вступлением России в ВТО, дали положительные результаты. Они стали хорошим поводом для того, чтобы критично взглянуть на сегодняшнее положение дел в той или иной отрасли. Уже сам по себе такой анализ приносит немалую пользу, особенно если по его результатам делаются правильные выводы.

Торгово-промышленные ведомости