Печать

Новый порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд: возможные способы защиты

Новый порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд: возможные способы защиты
Автор: Александр Корнев, Кирилл Берковский, адвокаты, адвокатское бюро ЕПАМ

Недостаточное законодательное регулирование процедуры изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд подтолкнуло законодателя к его масштабной реформе. В результате с 1 апреля 2015 г. процедура изъятия изменится. Рассмотрим новый порядок изъятия, а также выделим основные наиболее вероятные способы защиты правообладателей на различных этапах процесса изъятия.

Изъятие земельных участков для rосударственных и муниципальных нужд разумеется, nроизводится в исключительных случаях, и на первый взгляд, оно не обращает на себя внимания в качестве каждодневного и для всех актуального. Однако в нашей
стране недавно nроизошли события, которые соnровождась массовым изъятием недвижимости для публичных нужд (например, олимпийская стройка,расширение границ Москвы). В настоящий момент в судах находится большое количество судебных дел по спорам,связанным с изъятием земельных участков как у юридических, так и у физических лиц. В основном эти споры возникли из-за того, что изъятие nроизводилось в достаточно крупных масштабах, а вот правоотношения по нему не были урегулированы на законодательном урове в достаточном объеме. Всего несколько статей из Гражданого кодекса (ст. 278-283) и земельного кодекса ( ст. 49, 55,) предусматривали основные усовия для изъятия недвижности, но определенно регламентированная nроцедура изъятия или отсутствовала в связи этим большинство nроблемных воnросов решались правоприменительной практикой, что толкнуло законодателя на масштабную реформу порядка изъятия земельных участков государственных и мунипальных нужд. В результате с апреля 2015 г. вступит в силу федеральный закон от 31.12.2014 499-ФЗ (далее- Закон 499-ФЗ), который проводит изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
В земельный кодекст ввыедена отдельная глава 7.1., состоящая из вевяти объемных статей, ругулирующих порядок изъятия земельных участков.
собственники, землеnользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков объединены в одно общее оnределение - правообладатели земельных участков; отсутствие регистрации nрав,координат характерных точек,пересечение границ и наличие споров о правах на недвижимое имущество не являются препятствиями для принятия решения об изъятии; появилась сnециальная процедура выявления правообладателей (ст. 56.5 ЗК РФ); после принятия решения об изъятии кадастровый учет земельных участков в связи с изъятием,образованием, уrочнением границ осуществляется без участия nравообладателей; расчеты с лицами, чьи nрава или договоры прекращены или расторгнуты в связи с заключением соглашения об изъятии,
осуществляет правообладатель,получивший возмещение; ст. 56.11 ЗК РФ позволяет nравообладателю изымаемой недвижимости расторгнуть в одностороннем порядке договоры с третьими лицами, исполнение которых стало невозможно вви/IУ
изъятия объекта.
Рассмотрим новый порядок изъятия земельных участков для государственных и мунициnальных нужд и выделим основные наиболее вероятные способы правообладателей на различных этапах этой процедуры.
Основания изъятия могут бьть установлены только федеральным законом В связи с принятнем Закона N2 499-ФЗ основания изъятия земельных участков существенно не изменились, внесенная правка носит в основном редакционный характер. По существу изменение внесено в п. 3 ст. 49 ЗК РФ. Так,если ранее основания для изъятия, не nреусмотренные этой статьей, могли быть установлены законами субъектов РФ, то теперь Закон N2 499-ФЗ позволяет делать это только на основании федерального закона.
  Опубликовано: «Ваш партнер-консультант» №11 (9577)