Печать

Внедрение НДТ — путь к повышению конкурентоспособности промышленности

На современном этапе в нашей стране сложилась ситуация, когда значительная часть отечественной промышленной продукции неконкурентоспособна на глобальном рынке. В условиях необходимости снижения критического уровня зависимости от импортной продукции модернизация производств становится крайне актуальной.

Морально устаревшая технологическая база определяет низкую конкурентоспособность секторов российской экономики по уровню затрат энергоресурсов и экологического воздействия относительно мировых лидеров.

 Экологическая доктрина РФ предусматривает «внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий во всех сферах хозяйственной деятельности» с целью снижения загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами и отходами, а также сокращения удельной энергоемкости и ресурсоемкости продукции и услуг.

В настоящее время в РФ формируется перечень приоритетных мер с целью отказа от использования устаревших и неэффективных технологий, осуществляется переход на принципы наилучших доступных технологий (НДТ) и внедрения современных технологий; разрабатывается нормативно-правовая база для перехода на нормирование допустимого воздействия на окружающую среду с использованием принципов НДТ, интеграция основных принципов их применения в национальную систему регулирования производства продукции (товаров), выполнения работ и оказания услуг.

Нормативно-правовое поле в области перехода на принципы НДТ и внедрения современных технологий в настоящее время представлено Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и рядом правительственных постановлений и распоряжений.

Термин «наилучшая доступная технология» в соответствии со ст.1 п.1 вышеуказанного закона представляет собой технологию производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемую на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.

С целью реализации положений закона был выпущен целый ряд законодательных и нормативных актов, регламентирующих разработку информационно-технических справочников (ИТС) по НДТ, содержащих базовую информацию о нормативах воздействия на окружающую среду.

Информационно-технические справочники по НДТ должны содержать следующие сведения:

- основные экологические проблемы, характерные для отрасли, производства;

- технологическое описание основных производственных процессов;

- методологию определения наилучшей доступной технологии;

- оценку преимуществ для окружающей среды при применении НДТ;

- данные по ограничению применимости НДТ;

- показатели выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов, потребления ресурсов и энергии на протяжении производственного цикла;

- экономические показатели НДТ;

- сведения о новейших НДТ, находящихся в стадии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ или опытно-промышленного внедрения;

- методы, применяемые в основных технологических процессах для снижения воздействия на окружающую среду, не требующие технического переоснащения, реконструкции объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

- перечень основного технологического оборудования, используемого при применении НДТ;

- иные сведения, имеющие значение для практического применения технологии.

Для обеспечения деятельности по разработке справочников создан комитет по стандартизации ТК 113 «Наилучшие доступные технологии» и Бюро наилучших доступных технологий.

Распоряжением от 24.12.2014 г. № 2674 утвержден Перечень областей применения НДТ, содержащий более трех десятков отраслей экономики, предприятия которых должны внедрять НДТ или демонстрировать уже достигнутое соответствие требованиям НДТ и получать комплексные экологические разрешения (КЭР).

Приказами Росстандарта от 15 декабря 2015 г. № 1571-1580 утверждены разработанные 10 первоочередных ИТС по 10 отраслям промышленности, определенным постановлением Правительства РФ от 31 октября 2014 г. № 2178-р «О поэтапном графике создания в 2015-2017 годах отраслевых справочников наилучших доступных технологий». Дата введения их в действие — 1 июля 2016 года. Справочники опубликованы на официальном сайте Росстандарта (www.fsa.gov.ru) и в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19 марта 2014 № 398-р разработан проект Концепции реализации перехода на принципы НДТ и внедрения современных технологий в промышленном секторе.

Целями данной Концепции является создание условий, необходимых для повышения глобальной конкурентоспособности и снижения импортозависимости секторов российской промышленности на мировой арене, обеспеченных посредством перехода на принципы НДТ.

Настоящая Концепция базируется на базе действующих нормативно-правовых актов (НПА) и представляет собой сводный план мероприятий, способствующих процессу внедрения НДТ и реализуемых различными федеральными органами исполнительной власти.

Переход российской промышленности на принципы НДТ предполагается осуществить в 2015 — 2025 гг. в 2 этапа.

На I этапе (2015 — 2017 гг.) предполагается:

1. Разработка и принятие нормативных правовых актов РФ, обеспечивающих реализацию целей, задач и мероприятий Концепции;

2. Разработка нормативной правовой базы, обеспечивающей совершенствование нормирования в области охраны окружающей среды и переход промышленности на принципы НДТ — в период 2014 — 2017 гг.;

3. Создание справочников НДТ. Первый этап — 2015 г. — 10 справочников. Второй этап — 2016 г. — 12 справочников. Третий этап — 2017 г. — 25 справочников;

4. Установление технологических показателей НДТ — в шестимесячный срок после опубликования справочников НДТ;

5. Уточнение перечня мероприятий, основных показателей и индикаторов, оценивающих результативность и эффективность реализации Концепции, — ноябрь-декабрь 2017 г.

На II этапе (2018 — 2025 гг.) предполагается:

1. Доработка системы выдачи, мониторинга, контроля и оценки эффективности экологических разрешений — в течение 2018 г. ;

2. Выдача первых комплексных экологических разрешений (КЭР) — с 1 января 2019 г. по 1 января 2025 г.

Согласно Федеральному закону от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ, внедрение и использование НДТ предполагает экономическое стимулирование субъектов хозяйственной деятельности в части порядка начисления платы за негативное воздействие, налоговых льгот и иных мер государственной поддержки, в том числе содействия в осуществлении инвестиционной деятельности для внедрения НДТ и иных мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Меры государственной поддержки планируется предоставлять при реализации следующих мероприятий:

а) проектирование и внедрение НДТ;

б) проектирование и внедрение обеспечивающих соблюдение требований в области охраны окружающей среды:

- систем оборотного и бессточного водоснабжения;

- центральных и локальных (для отдельных объектов хозяйственной и иной деятельности) сооружений, установок и цехов по очистке сточных и дренажных вод, по переработке жидких отходов и осадка сточных вод;

- сооружений и оборудования по улавливанию выбрасываемых веществ (установок очистки газа), их утилизации, по сжиганию и очистке газов перед их выбросом в атмосферный воздух;

- оборудования по улучшению режимов сжигания топлива;

- оборудования по сортировке, обезвреживанию, использованию отходов производства и потребления;

в) закупка и установка:

- автоматизированных систем, лабораторий по контролю за составом и объемом сбросов сточных вод;

- автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по контролю за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Согласно нормам этого закона, требования в области охраны окружающей среды дифференцируются в зависимости от категории объекта. Так, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, обязаны получить КЭР, а на объектах II категории — представить декларацию о воздействии на окружающую среду.

В рамках скорейшего внедрения НДТ на практике стоит острый вопрос об ознакомлении руководителей и специалистов предприятий с данным направлением.

Переход на принципы НДТ предполагает возрастание потребности в подготовке кадров в области НДТ для различных отраслей промышленности, совершенствовании методов подготовки специалистов в данной сфере. Это создает необходимость создания системы профессионального обучения, профессиональной подготовки и повышения квалификации в области НДТ.

Подготовка кадров в области НДТ реализуется Росстандартом в рамках деятельности Академии стандартизации, метрологии и сертификации (учебная) (АСМС), осуществляющей тесное взаимодействие с Бюро НДТ, созданным Росстандартом для координации деятельности технических рабочих групп при разработке справочников НДТ.

В настоящий момент АСМС и Бюро НДТ реализует комплекс мероприятий в части подготовки кадров в области НДТ по трем основным направлениям:

- проведение аудита;

- внедрение НДТ на предприятии;

- деятельность регулирующих и контрольно-надзорных органов.

Таким образом, построение системы государственного регулирования на основе принципов НДТ направлено на одновременное решение задач как экологической, так и промышленной политики РФ, поскольку применение современных технологий и модернизированного технологического оборудования, приобретенного в том числе с государственной поддержкой, ведет не только к соблюдению природоохранных требований, но и к стабильному и инновационному развитию промышленности, достижению и поддержанию высокой конкурентоспособности национальной экономики, импортозамещению и повышению конкурентоспособности промышленной продукции, производимой на территории РФ.

Источник: "Тюменские известия" №53