Печать

Кто мешает сделать Россию процветающей страной?

Наша страна переживает не лучшие времена. Чтобы преодолеть вызовы времени, каждому из нас предлагают начать с себя.

Перемен требуют наши сердца

На уходящей неделе в Тюменской областной Думе много и обстоятельно говорили о модернизации. На очередную научно-практическую конференцию по модернизации права, экономики и управления собрались без малого две сотни учёных и практиков со всей страны, а также с Украины. Кандидаты и доктора юридических, экономических, социологических, политических, исторических, философских, геолого-минералогических и технических наук, члены-корреспонденты Российской академии наук, руководители научно-аналитических центров и ассоциаций пытались найти ответы на стоящие перед страной вызовы времени, определить пути всеобъемлющей модернизации.
Первый заместитель председателя Тюменской областной Думы, доктор социологических наук Андрей Артюхов, открывая конференцию, выразил надежду, что всестороннее обсуждение заявленной темы позволит не только проанализировать сложившуюся ситуацию, но и разработать программу действий по изменению этой самой ситуации.
О том, что народ ждёт перемен, свидетельствуют митинги, прокатившиеся по всей России. «Публичные акции, — уточняет вице-спикер областной Думы, сопредседатель рабочей группы по подготовке и проведению конференции, доктор социологических наук Геннадий Корепанов, — были построены на критике сложившейся системы государственного управления. Её недостаточной эффективности, бюрократизации и формализации управленческой деятельности, неразвитости демократических процедур, избыточности администрирования системы со стороны государственных органов. Это привело к блокированию общественных механизмов социальной инициативы, отразилось в росте численности управленцев, усложнении механизмов взаимодействия и избыточности управленческих структур, в усилении контрольных функций при одновременном снижении персональной ответственности за конечный результат. Сложилась объективная потребность перевести реформы системы госуправления на новую траекторию развития, связав их не только с развитием самих органов власти, но и с социально-экономическим развитием общества».
— Конечная цель модернизации, — замечает главный федеральный инспектор в Тюмен-ской области Андрей Руцинский, — построение сильной и процветающей страны, которая будет обладать эффективной, высокопроизводительной и конкурентоспособной экономикой. Особенностью модернизации является то, что процесс основан на ценностях и институтах демократии, сориентирован на реальные потребности людей в обеспечении безопасности, улучшении здоровья, доступности энергетических и информационных ресурсов.

Одной ногой в коммунизме

Михаил Клеандров, бывший председатель Тюменского арбитража, а ныне судья Конституционного суда России, своё выступление посвятил методологии модернизационных мероприятий в стране. О серьёзных вещах член-корреспондент РАН, доктор экономических наук говорил с юмором. Для начала он обратился к творчеству Михаила Задорнова, вспомнив одного из нарицательных героев сатирика — эффективного менеджера. Что делает этот менеджер, пытаясь решить поставленную начальником задачу, скажем, по снижению особо опасной рецидивной преступности? Вместо того чтобы напрягаться, разрабатывать и реализовывать комплекс мер, он решает задачу радикально: с лёгкостью меняет циферку в документах. И если раньше рецидивистом считался тот, кто был осуждён более двух раз, теперь для присвоения «почётного звания» надо совершить десяток ходок. Результат правотворчества, как говорится, налицо: мы добиваемся сокращения особо опасных рецидивистов.
Данная методология близка к реальности. Чего стоит, например, недавняя гуманизация уголовного права? В декабре прошлого года чохом внесли изменения аж в 239 статей УК! Теперь вчерашним преступникам не грозит лишение свободы, в худшем случае им «светит» штраф. «Люди моего возраста помнят реформы начала 1960-х, о них не писали, — тряхнул стариной Михаил Клеандров. — Мы тогда одной ногой стояли в коммунизме, и считалось, что при коммунизме преступников по определению быть не может. Вот менеджеры того времени и нашли гениальный выход: они решили всех перевоспитывать. Прокуроры перестали подписывать обвинительные приговоры по законченным делам, трудовые коллективы стали всех брать на поруки, а суды на этом основании прекращали производство по делу. Что произошло в итоге либерализации? Из органов наметился массовый исход профессионалов, а в Стране Советов резко поднялась преступность».
Не может понять судья и то, куда же вдруг девалась у нас организованная преступность? Когда-то правоохранительные органы отслеживали деятельность почти полутысячи организованных преступных группировок в 300 тысяч штыков. «Где они  сейчас? — удивляется докладчик. — Неужели все перевоспитались? Или уехали из страны? Вряд ли. Та же сицилийская мафия, несмотря на жесточайшую с ней борьбу, демонстрирует невероятную живучесть. Наши итальянские коллеги свидетельствуют: за 2010 год Коза ностра «заработала» 160 миллиардов евро, 60 миллиардов из них ушли на взятки чиновникам, а 100 миллиардов — чистая прибыль организации. У нас же с такими товарищами никто всерьез не борется. Их не замечают».
Страна изменилась до неузнаваемости. Ещё четверть века назад у нас не было кодовых замков и бронированных дверей. Сегодня только частной охраной занимаются полтора миллиона хлопцев. Это больше, чем численность Российской армии или органов внутренних дел, подвергающихся тотальному реформированию. Правоохранителей нещадно сокращают. Но преступлений-то меньше не становится. В декабре 2011-го НИИ академии Генеральной прокуратуры подготовил доклад на 800 листов. По данным аналитиков, масштабы посягательства на жизнь и имущество в нашей стране занижены в 8,5 раза! На самом деле преступность не сокращается, а неуклонно растёт. Одна Кущёвка неожиданно принесла 220 изнасилований! Разве правдоподобна статистика, по которой в стране за один год обнаружено 77,9 тысячи неопознанных трупов и пропало без вести 48,5 тысячи человек, но зарегистрировано всего 18,2 тысячи убийств? Судье очевидно: борьбу с преступностью мы проигрываем на всех фронтах.
— В чём корень зла? — задается вопросом Михаил Клеандров и пытается найти ответ: — В нашей стране действуют 2,5 тысячи организаций, которые защищают преступников. И только одно правозащитное движение «Сопротивление», которое защищает потерпевших. Нас стараются убедить: посадка преступников неэффективна. Посадишь одного — на его месте тут же появится другой, не менее опасный. Но практика говорит совершенно об ином: на смену «профессиональному» карманнику, например, приходит дилетант, которого гораздо легче поймать. Главное, должна быть мотивированная на результат правоохранительная система и современное право.

В ожидании взрыва

Ещё один член-корреспондент Российской академии наук Валерий Крюков, руководитель центра ресурсной экономики Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН, изливал свою боль по поводу состояния отечественного ТЭКа.
— В начале 1990-х, — вспоминает учёный, — мне часто приходилось выступать в этом зале. Тюменский областной совет народных депутатов во главе с Юрием Шафраником впервые в стране заговорил о платности недропользования, получении добывающими регионами доли от нефти и газа, создании крупных компаний на базе союзной собственности, формировании новых компаний на базе разведанных и неразведанных ресурсов. Мы разрабатывали федеральный закон «О недрах». То, что нам удалось наработать тогда, создало законодательную предпосылку для развития топливно-энергетического комплекса на десятилетия вперед, позволило тюменцам лихие 1990-е и начало 2000-х прожить гораздо лучше своих соседей. Но эффект действия от тех решений подошёл к концу. Сама жизнь заставляет менять принципы и подходы к организации бюджетообразующей отрасли государства.
По сравнению с советскими 1980-ми средние запасы новых месторождений в Западной Сибири сократились с 34 до 3 миллионов тонн, а средний дебит эксплуатационных скважин — с 93 до 12 тонн. Нефтеотдача пластов упала более чем вдвое — до 25-27%! Почти 96% нефти в России дают крупные вертикально-интегрированные компании. А вот в США, где действуют такие монстры, как «ExxonMobil», три четверти черного золота извлекают малые компании. В Техасе и прочих нефтеносных провинциях действуют 400 тысяч скважин, средний дебит которых 300 литров в сутки. Все они эффективны и продолжают качать нефть из недр. За океаном все эти годы почему-то наблюдается неуклонный рост нефтеотдачи.
Валерий Крюков призывает вытащить голову из песка и оглядеться вокруг: в мире происходят тектонические сдвиги. Наряду с традиционными нефтью и природным газом начинают активно добывать сланцевый газ и битуминозные пески. И хотя «Газпром» свысока называет порой всё это «голливудскими вестями», эффективность использования новых энергоресурсов чрезвычайно быстро растет. Наша сырьевая держава тем временем постепенно теряет конкурентные преимущества.
Добыча и прочие качественные показатели падают неспроста. Устаревшие законы и институты, лицензионный и налоговый режимы не способствуют росту добычи. Мы 5 лет потратили на борьбу с иностранцами, ограничивая доступ западных и восточных инвесторов с их технологиями к своим стратегическим ресурсам. Ситуация с каждым годом приобретает всё более взрывоопасный характер.
— Тот эффект раскрепощения инициативы, предприимчивости и открытости для новых участников (как отечественных, так и иностранных), который с большими издержками был создан в 1990-е, к настоящему времени исчерпан, — делает вывод член-корреспондент академии наук. — Это означает, что основные проблемы трансформации ресурсной базы в экономические активы состоит не только и не столько в том, где, как и сколько бурить и инвестировать государственных средств в геологоразведку, сколько в том, как заинтересовать и как привлечь новых, более эффективных участников, повысив заинтересованность действующих компаний.

Альтернативы модернизации нет

О снижении конкурентоспособности и тотальной примитивизации структуры экономики в России говорила и заведующая кафедрой мировой экономики и международного бизнеса Тюменского госуниверситета, доктор экономических наук Людмила Симонова. При наличии огромных сырьевых ресурсов наша страна по итогам недавнего кризиса продемонстрировала худшие результаты среди всех членов «большой двадцатки». Мы занимаем 116-ю строчку из 183 возможных в рейтинге легкости ведения бизнеса, 162-е место в рейтинге легкости ведения международной деятельности. Мы находимся на одном из последних мест по распространению коррупции, объемы которой официально оцениваются в 7% ВВП.
В сложившихся обстоятельствах профессор просто не видит альтернативы модернизации. И одним из драйверов экономического развития может стать сырьевой сектор, создающий спрос на инновации и образованных людей.
Владимир Борисов, президент Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний, в отсутствии спроса на образованных людей винит саму высшую школу. «Вы увлеклись собиранием денег с родителей, — бросает профессорам упрек бизнесмен. — А мы, предприниматели, вынуждены брать у вас недоучек и переучивать их за свой счет. Нам это надоело. Вся беда в вас!»
Алексей Ермилов, проректор Сибирского университета потребительской кооперации, доктор экономических наук, с претензиями к высшей школе не согласен. Ведь это типично советско-распределительный подход, когда партия и правительство на годы вперед планировали строительство заводов, а ПТУ, техникумы и вузы выдавали на-гора миллионы молодых специалистов. Мы давно живем при капитализме. И рынок труда формирует спрос. Если кому-то нужен конкретный специалист — предложи адекватную зарплату, и к тебе выстроится очередь, только успевай выбирать. Но даже если государство подготовит за свой счет армию инженеров, далеко не факт, что они ринутся на завод. У нас добрая половина выпускников работает не по специальности. Профессор предлагает взять самый простенький учебник по экономике, чтобы понять: перепроизводство инженеров ведёт к снижению средней заработной платы и дестимулирует модернизацию. Только высокие затраты на персонал заставляют хозяина заниматься обновлением основных фондов, устанавливать высокопроизводительные механизмы, вытесняющие рабочую силу. Вывод прост: никакой модернизации в условиях низкой зарплаты ожидать не приходится.

Претензии государству

Владимир Борисов тем временем предъявляет претензии государству. Налоговое бремя и административные барьеры заставляют предпринимателей уходить в тень. Бизнесмен в соответствии с заявленной темой конференции подготовил обширный список конкретных предложений по модернизации права, экономики и управления. Он предлагает ограничить в правах налоговые органы, лишив их карательных функций. Скажем, выемку документов, выставление пеней и штрафов следовало бы осуществлять только на основании решений суда.
Особый разговор — уплата НДС. Сегодня предприятия вынуждены платить их — огромные суммы! — после отгрузки продукции, хотя деньги, особенно от нефтяных компаний, приходится ждать месяцами. Государство и фискалов ни капли не волнует, есть у тебя свободные деньги или нет. Бери кредит на уплату налога!
Необходимо, считает председатель ассоциации, принять также закон о демпинге. Ведь на торгах сегодня побеждает совсем не тот, кто предложит качественную продукцию. Побеждает тот, кто заявит минимальную цену. Чаще всего демпингуют конторы, которые не платят налоги…
— В Норвегии законодательно установлена квота: зарубежные нефтесервисные компании могут выполнять не более 30% работ, — продолжает Владимир Борисов. — Львиную долю работ там выполняют отечественные компании. У нас же все в точности до наоборот: деньги и заказы уходят за рубеж. Ещё одна тема — судебные споры, которые решают у нас порой в судах общей юрисдикции, ничего не понимающих в экономике. Все спорные вопросы по экономике должны решаться только в арбитраже!

Судьба каждого из нас

Александр Шпильман, директор научно-аналитического центра рационального недропользования Ханты-Мансийского автономного округа, поддерживает коллегу. «Преподавание в университете — это ужас! — восклицает бизнесмен, сам преподающий в нефтегазовом университете. — Спрашиваю одного выпускника-экономиста элементарное: что такое акция? Он двух слов связать не может. Качество образовательных услуг с каждым годом становится всё хуже».
Руководитель научно-аналитического центра с ностальгией вспоминает советские времена. Тогда в плановом отделе сидел один специалист и со всем справлялся. «Теперь у меня 5 экономистов, не разгибаясь по 12 часов, готовят всевозможные отчеты, которые мне как директору совершенно не нужны. А закон о госзакупках? Вынужден был принять двух юристов, которые противодействуют этому закону, чтобы я смог купить действительно качественный продукт. И после всего этого вы заявляете, что рынок всё решит?»
Целый день в стенах областной Думы продолжались споры и дискуссии. Убелённые сединами люди вспоминали былые, не менее массовые призывы о необходимости внедрения в жизнь достижений научно-технического прогресса. Под эти лозунги страна и распалась. Сейчас с не меньшим придыханием в голосе заявляют о необходимости модернизации всего и вся. От того, удастся ли нам сообща модернизировать большую страну, зависит будущее России, зависит судьба каждого из нас.

Сергей Бабурин
президент Ассоциации юридических вузов России, доктор юридических наук:
— Как только мы начинаем слишком часто употреблять такие слова, как «реформа», «модернизация», — аллергия приходит быстро. Перемен никто сильно не любит. И когда нам говорят, мол, в стране не 90, а 400 миллиардеров, — это что, радует большинство населения? Это, скорее, беспокоит людей… Модернизация в её первоначальном природном смысле — это внедрение нового в повседневную жизнь, для её улучшения. Но пока мы буксуем.

Эрнест Валеев
депутат Государственной Думы, экс-прокурор Тюменской области:
— Это действительно сложная задача — создать законодательную базу жизни общества и такие правила игры, которые будут иметь долговременный характер. Нормально выстроенная правовая система — та, при которой люди, в силу привычки, будут выполнять те нормы, которые существуют. Нужно выстроить правовую систему и добиться, чтобы она была стабильной. Один очень простой пример. Приняли в 1997-м Уголовный кодекс РФ — с того времени в него внесли 1500 изменений. Когда принимали УПК — еще до вступления его в законную силу внесли 500 изменений. Правила, которые на каждом шагу меняются, в принципе не являются правилами, и их очень трудно соблюдать. Поэтому и стоит задача модернизации, нужно выстроить целостную, нормальную, стабильную правовую систему государства. А это возможно только тогда, когда нормы, которые мы сегодня принимаем, будут отвечать задачам общества, государства. И акценты данной научно-практической конференции нужно ставить именно на становлении и развитии правовой системы.

Алексей Барабашев
член экспертной группы Администрации Президента РФ по реформированию государственной службы, доктор философских наук:
— Помимо очевидных достижений в сфере правового нормативного регулирования государственной службы существует масса проблем на уровне реализации законодательства: при проведении конкурсов, реально выхолощенных аттестаций, в неадекватной системе оплаты труда, отсутствии связи с результатами работы, зачастую хаотичной ротационной системой… Нам не обойтись без того, чтобы переходить к новым теориям госаппарата, которые применяют во всем мире. Мы сейчас продвигаемся по системе, в которой основной акцент делается на предоставлении госуслуг. Но конструкция, которая для нас является чуть ли не самой модной, в мире давно устарела. Её начало — 1974 год, уже в 1990-е наметился отход от агентской схемы. Мы же её отчаянно придерживаемся и внедряем. Движение должно быть в сторону взаимодействия с гражданским обществом.

Источник: Андрей Фатеев, Тюменские известия №53 (5495)